Для чего нужна электронная торговая площадка
Современные цифровые технологии вывели на новый уровень взаимодействие между поставщиками и заказчиками. В частности, управление закупками стало проще и результативнее благодаря электронным торговым площадкам (ЭТП). В этой роли может выступать любой специализированный интернет-ресурс, предназначенный для регуляции процесса торгов и заключения сделок между двумя сторонами, в том числе государственными и коммерческими организациями. Преимущества, которые дает участникам ЭТП, заключается в экономии денежных средств при совершении закупок, честной конкуренции, доступности для любого поставщика, прозрачности операций.
Одна из функций электронных торговых площадок заключается в объединении в одном пространстве покупателей и продавцов с предоставлением им сервисов, повышающих эффективность процесса закупок. Например, с помощью ЭТП заказчики получают возможность проводить электронные торги в виде конкурсов и аукционов. Поставщики, в свою очередь, могут размещать информацию о собственных товарах или услугах и участвовать в закупочных мероприятиях. При этом проведение аукционов находится в компетенции специализированных компаний, владеющих платформами ЭТП. Таким образом, в процессе закупки участвует три стороны: заказчик, исполнитель и оператор электронной торговой площадки.
Организаторами электронных торгов могут выступать различные субъекты. Так, существуют платформы, которые создают и поддерживают покупатели для оптимизации закупочного процесса и привлечения как можно большего количества потенциальных поставщиков. В свою очередь, площадки, учрежденные исполнителями, призваны увеличить объемы продаж и количество каналов сбыта. Наиболее многочисленными являются электронные торговые площадки, разработка которых инициируется третьей стороной, выступающей посредником между покупателем и продавцом. Такого рода платформы, в свою очередь, подразделяются на отраслевые и многоотраслевые.
Бывают и другие варианты классификации ЭТП. Например, выделяют в отдельную категорию выделяют федеральные площадки, на которых в роли заказчиков выступают государственные организации. Здесь решаются вопросы с госзакупками. Также существуют коммерческие площадки, где заказчиками являются соответствующие коммерческие компании. Третий вид ЭТП — платформы, на которых совершается торговля между частными лицами. Нередко они работают в формате электронных аукционов. К четвертой разновидности относятся площадки, на которых продавцом является компания, а покупателями — частные лица. Примером таких платформ являются онлайн-маркетплейсы, предлагающие обширный ассортимент разнообразных потребительских товаров. Наконец, есть площадки, созданные для автоматизации торгов, через которые продается имущество должников.